HEADZ.FM

Февраль 7th, 2006

V/A «Tropicalia — A Brazilian Revolution In Sound»

Tropicalia – A Brazilian Revolution In Sound

V/A «Tropicalia — A Brazilian Revolution In Sound»,
Soul Jazz Records, 2005

О музыкальном движении «Тропикалия» снимались фильмы, писались книги и диссертации, но английский лэйбл Soul Jazz изложил все удивительно доступно с помощью этого блестящего сборника. В двух словах — В«ТропикалияВ» появилась в Бразилии, когда молодые неформалы стали смешивать местную традиционную музыку с влияниями извне психоделическим роком, фанком, джазом и авангардом. То, что получилось в результате, стало не просто новым музыкальным направлением, а целым социо-культурно-политическим явлением, золотыми буквами вписанным в историю Бразилии. На самом деле, история «Тропикалии» в Бразилии длилась всего лишь год, начавшись в 1968-м. Все закончилось очень быстро — главных протагонистов-тропикалистов Каэтано Велозо и Джильберто Джила выслали из страны тогдашние бразильские власти. Сегодня, кстати, Джильберто Джил сам олицетворяет власть, исполняя обязанности министра культуры Бразилии. Но то, что успели натворить тогда эти молодые люди, стало настоящей революцией. В середине 60-х в университете портового города Сальвадор-де-Баия , воспетом ранее Жоржи Амаду в его «Капитанах песка») на северо-востоке Бразилии сформировался целый кружок свободно и творчески мыслящих людей, в который помимо музыкантов входили поэты, философы, художники, кинорежиссеры. Именно оттуда идеи «тропикалии» распространились по всей стране, послужив началом «бразильской революции в звуке».
На сборнике со совими лучшими композициями собраны все главные герои Тропикалии — Джильберто Джил (Gilberto Gil), Каэтано Велозо (Caetano Veloso), Гал Коста (Gal Costa), Том Же (Tom Ze) и Os Mutantes со своими известнейшими произведениями. Ну, и, конечно же, хит «Take It Easy My Brother Charles» Жорже Бена. Куда уж без этой вещи.
Спустя многие годы и даже десятилетия «Тропикалия» стала источником вдохновения для звезд уже североамериканской музыки. Творениями тропикалистов восхищались такие люди как пост-рокеры Tortoise, поп-авангардист Beck, команда Stereolab, легенда авант-рока Дэвид Бирн. Музыкой Os Mutantes заслушивался Курт Кобейн, который даже безуспешно пытался заполучить команду для совместного выступления во время бразильского тура Nirvana.
Soul Jazz издал потрясающий сборник, впервые собрав на одном альбоме всех главных деятелей движения. Психоделический фанк и авант-рок смешивается с классическим наследием Бразилии — самбой и босса-новой. То, что получается на выходе трудно описать словами, так как музыка просто сверкает мощной энергетикой и удивительными, совершенно нестандартными гармониями. Спустя тридцать-сорок лет это ни на секунду не производит «ретро» впечатление, а совсем наоборот — звучит настолько искренне и интересно, что многие современные ультра-модные течения выглядят какими-то жалкими потугами на музыку. «Тропикалия» и все, что с ней связано, безусловно, — гигантский культурный пласт, но знакомство с ним начать стоит именно с этой компиляции.

http://www.souljazzrecords.co.uk/

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.