HEADZ.FM

Декабрь 24th, 2010

Seu Jorge & Almaz — «Seu Jorge & Almaz»

Seu Jorge & Almaz

Seu Jorge & Almaz — «Seu Jorge & Almaz»,
Now Again Records, 2010

Альбом года по нашей скромной версии. Это тот случай, когда пищущие люди начинают употреблять дурацкие идиомы вроде «на разрыв аорты», чтобы как-то попробовать описать красоту и глубину музыки. Пластинка завораживает и заставляет слушать себя на рипите многократно, и тут не приходится делать каких-то усилий, чтобы эта музыка нравилась — оно получается так само собой. Для любителей бразильской музыки альбом Seu Jorge & Almaz станет лучшим подарком, но даже те, кого обычно раздражают звуки бразильских барабанов, куики и португальская речь, гарантированно не смогут устоять перед этой работой.

Seu Jorge — личность, конечно, больше известная в Бразилии, чем за ее пределами. Несколько его альбомов, вышедших за последнее десятилетие, сделали этого музыканта, наверное, самым интересным и популярным из новых исполнителей, продолжающих традиции MPB«музика популер бразильера», то есть «популярной бразильской музыки». Этот достаточно расплывчатый термин стал использоваться в 70-х — уже после эпохи расцвета bossa nova и уже после того, как отшумело революционное движение Tropicalia. Самым известным исполнителем MPB был и остается Жорже Бен младший, и то, что делает в музыке Seu Jorge очень близко к творчеству этого бразильского классика. Помимо своей музыкальной деятельности Жорже еще и прекрасный актер, работающий как в театре (экспериментальные постановки в фавелах Рио), так и в кино — роль Mane Galinha (или Красавчика Неда в английской версии) в удивительной криминальной драме Фернандо Мейрелеша «Город Бога» сделала его звездой далеко за пределами Бразилии. Кстати говоря, сам актер вырос именно в таком районе, какой показывается в фильме, а его старший брат погиб в перестрелке — так, что реалии, показанные в «Cidade de Deus» слишком хорошо знакомы Жорже. Среди других его известных работ в кино — роль в трагикомедии «Водная Жизнь», где он снимался вместе с Биллом Мюрреем и Анджеликой Хьюстон, а саундтрек этого фильма — это кавер-версии песен Дэвида Боуи в исполнении Seu Jorge.

Собственно, проект Seu Jorge & Almaz — это тоже исключительно кавер-версии. Песни бразильских классиков Тима Майя и Жорже Бена, Kraftwerk, Роя Айерса, Майкла Джексона и других — такое воображаемое радио из любимых музыкантами композиций, абстрактный саундтрек к несуществующему фильму в их головах. Помимо главного действующего лица тут нужно и упомянуть о других трех участниках проекта Almaz. Участники группы Nacao Zumbi барабанщик Pupillo и гитарист Лусио Майя считаются чуть ли не самыми востребованными музыкантами в своем амплуа в Бразилии. Играющий в Almaz на бас-гитаре Антонио Пинто — известнейший кино-композитор, на чьем счету, например, саундтрек к тому самому «Городу Бога». Четверо музыкантов впервые сошлись в студии, когда должны были записать песню к одному бразильскому фильму, и то что, произошло тогда, вдохновило их на создание целого альбома.

Пластинка записывалась очень спонтанно и расслабленно, музыканты открыто признаются в этом. Весь альбом был создан меньше чем за две недели — в апреле 2008-го. Выбор композиций также был довольно спонтанным — каждый из участников мог предложить свою любимую вещь для создания кавер-версии. Этим объясняется тот факт, что под обожкой одного альбома оказался соул-стандарт «Everybody Love The Sunshine» Роя Айерса, незабвенная диско-баллада Майкла Джексона «Rock With You», холодный крафтверковский хит «The Model» и пронзительная церковная самба «Juizo Final» (в переводе на русский «Страшный суд»). Про последнюю вещь трудно не сказать отдельно — она была создана Нелсоном Кавакуиньо еще в 70-х, ее играли многие музыканты, и композиция стала, пожалуй, главным украшением и последним апокалиптическим аккордом всего альбома Seu Jorge & Almaz.

Как понятно из перечисленного списка — жанровая смесь тоже никого не смущала — самба, соул, рок, какая-то странная психоделия — они явно играли, как хотели и что хотели, получая удовольствие от самого процесса. Название заглавного трека «Errare Humanum Est» («человеку свойственно заблуждаться» в переводе с латыни) — это тоже такой прозрачный намек. Pupillo говорит в этой связи так: «Слова этой песни все говорят об Almaz: в том смысле, что для нас идти на риск — это идеальный вариант, здорово иметь свободу играть и творить, не боясь при этом сделать ошибку».

Если вспоминать другие произведения плодовитого Seu Jorge, то этот альбом конечно гораздо более странный, абстрактный и неформатный в отличие от очаровательной с первого прослушивания, но местами довольно коммерческой музыки бразильца. Возможно, именно поэтому два с лишним года материал этой пластинки оставался неизданным, и в конце концов был выпущен небольшим независимым лэйблом Now Again (за дистрибьюцию, правда, взялся гораздо более влиятельный Stones Throw). Но в конечном итоге, Seu Jorge & Almaz все же ждал заслуженный успех — многие авторитетные муз. издания назвали пластинку в числе лучших произведений 2010-го. К чему мы с удовольствием и присоединяемся.

http://seujorgealmaz.com/

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.