HEADZ.FM

Март 7th, 2013

Jose James — «No Beginning No End»

Jose James — «No Beginning No End»,
Blue Note, 2013

Дебютный альбом Хосе Джеймса на легендарном лейбе Blue Note — это квинтэссенция всего того успеха, который сопровождал экстраординарного вокалиста последние два года. Молодой американец, сын выходца из Панамы, получивший весьма «классическое» образование — в одном из лучших джазовых институтов Нью-Йорка, The New School of Jazz and Contemporary Music, был из ниоткуда «вытащен» Джайлсом Питерсоном на волны BBC Radio 1 в 2007 году. Затем, в 2008-м, вышел самый первый альбом Хосе Джеймса на лейбле Brownswood Recordings, а уже спустя буквально два-три года вокалист выступал по всему миру на одной сцене с живой легендой — пианистом Маккоем Тайнером, бессменным партнёром Джона Колтрейна и участником его квартета.
Кроме того, в качестве гостей с этим неожиданным творческим объединением выступали самые главные величины современного джаза, такие как саксофонист Крис Поттер например. Это был неожиданный поворот. В ходе этого поворота Хосе Джеймс вспомнил былое джазовое прошлое и запел джазовые стандарты. Каков был соблазн услышать именно их на альбоме для Blue Note и каково же будет удивление слушателя — особенно того, который знаком с Джеймсом с первых дней — обнаружить, что Хосе Джеймс выпустил на самом главном джазовом лейбле — R&B альбом! Причём именно такой R&B, который привлёк в свое время искушённого на таланты Джайлса Питерсона: тёплый, лукавый, внимательный, умный, полный идей и смыслов. Значимость такого поворота событий осознаётся только со временем: во-первых, именно это время нужно для того, чтобы прослушать альбом и без раздумий «зайти на второй круг». Во-вторых, «No Beginning No End» — это очень редкий пример качественного сотрудничества профессиональных музыкантов околоджазовой волны, таких как Роберт Гласпер или басист Пино Палладино, и талантливого поющего лидера. Именно поэтому альбом остаётся очень сильным и богатым с точки зрения инструментальных нюансировок — и представляет в самом лучшем свете талант Хосе Джеймса, который выступает автором или соавтором каждой из одиннадцати композиций. И здесь очень сложно выделить лучшую — у каждой особое настроение, особый посыл.
«It’s All Over Your Body» — характерная для Хосе Джеймса времён Brownswood Recordings р-н-б- песня с духовыми проигрышами. «Sword + Gun» — душевный и живой манифест за мир, исполненный вокалистом вместе с марокканской певицей Хинди Захрой. «Heaven On the Ground» — настоящий шлягер, написанный в соавторстве с известной вокалисткой и гитаристкой Эмили Кинг. «Bird of Space» — проникновенная «предрассветная» мелодия, построенная на переплетении басовых линий и гитарных и Rhodes-аккордов. Заглавная «No Beginning No End» — лирическое послание с большим пространством пауз и ритмических «сгибов».

Судя по восторженным отзывам даже самых консервативных джазовых критиков Америки, Хосе Джеймс сделал очень уверенный шаг к тому, чтобы стать иконой своей эпохи. Хотя консерватизм американской прессы — понятие, вытянутое за уши: о каком консерватизме может быть речь, когда и у soulful R&B — музыке, которую проповедует Хосе Джеймс — и у джаза — общие корни — чёрные! Пару дней назад Ассоциация джазовых журналистов США опубликовала номинантов на свою ежегодную премию, и догадайтесь, чьё имя стоит в шорт-листе на звание «Вокалист года». За какой бы стиль ни брался Хосе Джеймс, его талант теперь не упустят из виду. А куда приведёт его творчество в дальнейшем, остаётся только догадываться.

Диана Кондрашина

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.