HEADZ.FM

Февраль 18th, 2014

Toshio Matsuura presents HEX — «Hex»

Toshio Matsuura presents HEX — «HEX»,
Blue Note Japan, 2013

HEX — это новый проект бывшего участника United Future Organization (U.F.O.) Тосио Мацууры, покинувшего этот популярнейший в 90-х и на рубеже нулевых коллектив, который был в свое время одним из законодателей эсид-джазовой и future-джазовой сцены, чтобы заняться собственной карьерой. С тех пор Тосио больше занимался ди-джейством и промоутерской деятельностью, и нечасто радовал собственными произведениями, хотя на его счету несколько собственных треков, отличных ремиксов и компиляций. Наконец, десять лет после того, как он ушел из U.F.O., японское подразделение одного из главных джазовых лэйблов всех времен — Blue Note, выпускает долгоиграющий альбом его новой команды — HEX, а совсем скоро пластинку ожидает и мировой релиз.

В составе HEX (сокращенно от «hexagon», «шестиугольник») помимо самого Мацууры — еще пятеро постоянных участников: клавишник и электронный продюсер Кан Сано, ударник Midorin (известный своей игрой в «death-jazz» команде Soil & Pimp Session), пианист Сико Ито, басист Йосихито Коидзуми и звукоинженер zAk.

HEX не придумывают велосипед, используя стилистические приемы и жанровые сочетания, при помощи которых делают музыку десятки музыкантов по всему миру. Но то особенное настроение, которое получается у них в итоге, можно сравнить с самыми лучшими образцами жанра. Во многом ностальгическое и переносящее лет на пятнадцать назад, но при этом удивительно актуальное в 2014-м звучание альбома, делает эту пластинку действительно значимым музыкальным событием. Электронный джаз, акустическая футуристика, эклектичное сочетание фолктроники, хип-хопа, бразильских интонаций с элементами дип-хаус-музыки, эмбиента, тонкого чил-аута и превосходных вокальный партий — все это пропущено через призму особого японского подхода и, если угодно, уникального японского мироощущения, отлично знакомого по творчеству классиков жанра. Тут нельзя не вспомнить собственно музыку United Future Organization, участником которого был Мацуура, и, в особенности, пожалуй, их последнего альбома «V», к сожалению, ставшего «лебединой песней» проекта. Среди других музыкальных параллелей всплывают воздушный future jazz Kyoto Jazz Massive, и эмбиентные этно-экзерсисы Куниюки Такахаси, и романтичная танцевальная электроника Calm, и диповые путешествия Kaito, и симфоническая грусть Silent Poets. Далее — по списку.

Открывающие альбом инструментальные вещи «Jazzstep», «Suite for The Visionary» и «Uncensored Love Transmission» полны тонкой электронной лирики и джазовых импровизаций, такая музыка слишком абстрактна для клубного танцпола, и совершенно очевидно, что послание, заложенное в нее музыкантами, гораздо глубже и сложнее. Подобное настроение достигает своего пика на композиции «Hello To The Wind», глубокая фолк-лирика на которой принадлежит нью-йоркцу Grey Reverend, известному своей работой с Cinematic Orchestra и Bonobo.

Настроение немного меняется на композиции с говорящим названием «Tropicalia14» — психоделическом и стремительном номере, сочетающем электронную батукаду, бразильскую сэмпладелику, истеричное звучание гитары, клавишных, баса и ударных: пожалуй, единственная вещь с альбома, который претендует на то, чтобы прозвучать в ди-джейском сете.

За вдохновением HEX обращаются к классическому джазовому наследию — в виде двух кавер-версий «Tokyo Blues» Хораса Сильвера. Собственно «Tokyo Blues» исполняет Эд Мотта, небезызвестный племянник бразильского фанкового визионера Тима Майя. Вторую версию этого джазового стандарта с названием «Osaka Blues», исполняет на японском Йосиэ Накано, солистка набирающего все большую популярность у себя дома, но пока мало известного за пределами Японии токийского коллектива Ego Wrappin’, и это, определенно, один из главных хитов альбома — качающий, дымный и пробирающий до костей джаз.

Все восемь композиций, вошедших в дебютный лонгплеер HEX, заставляют говорить об этом проекте как о новой величине на японской и мировой crossover сцене. Эта пластинка появилась очень вовремя, а ее создателям явно есть, что сказать слушателю. Лучшего комплимента здесь и не придумаешь.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.