HEADZ.FM

Март 5th, 2017

V/A – «The Men In The Glass Booth»

V/A – «The Men In The Glass Booth»,
BBE Records, 2017

Очередной грандиозный подарок любителям диско-музыки от британского лейбла BBE, у которого что ни сборник, так очередной must-have. «Люди в стеклянной будке» – это перифраз названия известного голивудского фильма середины 70-х, по сюжету никак не связанного с тематикой компиляции, но идеально передающий историю в этом сборнике заключенную. А история просто замечательная и очень редкая. Про этот сборник можно было бы написать что-нибудь в духе – «все, что вам нужно было знать про диско», но это, конечно же, не совсем так. Но с тем фактом, что компиляция, составленная шотландским знатоком жанра Юэном Келли, больше известном как Al Kent, представляет собой удивительный исторический срез, настоящую хрестоматию – спорить не стоит.

Латинские, карибские, африканские влияния, джаз, фанк, рок, конечно же, госпел, религиозные песнопения из баптистской церкви за углом – то, как создавалась эта музыка, не без доли юмора показано в одном из эпизодов сериала The Getdown. В 1976-м появившийся двумя годами ранее нью-йоркский лейбл Salsoul Records выпустил пластинку «Ten Percent» группы Double Exposure. Это была очередная диско-пластинка – качественная танцевальная музыка от небольшого независимого нью-йоркского лейбла, много заимствовавшего у «филадельфийского звучания», которое продвигал продюсерский дуэт Кеннета Гэмбла и Леона Хаффа, основателей тогда уже маститого импринта Philadelphia International. Нью-йоркцы довели оркестровые диско-экзерсисы с запада до ума и постарались приспособить их к местным реалиям, добавив больше латинских перкуссий и глубокого баса. Тем не менее, на том релизе Double Exposure не было абсолютно ничего революционного – за исключением одной вещи: это была первая в истории диско-пластинка, выпущенная в формате 12-ти дюймов, а специальную «extended version» сделал диск-жокей Уолтер Гиббонс. Это и стало началом целой эпохи – эпохи, о которой и рассказывает сборник «Men In The Glass Booth».

В основном на «Men In The Glass Booth» собраны вещи, выпущенные на нью-йоркском заводе пластинок Sunshine Sound, который принадлежал человеку по имени Фрэнк Тремарко и располагался в том же здании, где позже была штаб-квартира лейбла Strictly Rhythm. Сюда приходили многие нью-йоркские ди-джеи, чтобы напечатать копии собственных ремиксов на разные ходовые композиции того времени, а тиражи были разными – некоторые из пластинок получали большую известность в городе и расходились в немалом количестве, некоторые оставались в руках избранных. Но только очень немногие из тех пластинок выходили официально. И вот – самые лучшие и интересные из огромного множества тех неофициальных релизов с любовью собраны на этой компиляции.

Отличный пример – это 12-минутный ремикс Уолтера Гиббонса на вечный гимн соул-диско-фанка «Better Then Good Time» Gladys Knight & The Pips, который в семидюймовом оригинале не дотягивает даже до четырехминутной отметки: нужно было действительно быть мастером своего дела и тонко чувствовать то, как музыка работает в клубном пространстве, ведь подобные ремиксы делались отнюдь не для того, чтобы ди-джей успел сходить в туалет, пока играет пластинка. И подобных записей (разной длины, но одинакового выдающегося качества) на сборнике ровно тридцать.

Музыка, представленная на сборнике – это, конечно же, довольно общедоступный вариант диско, то есть еще не совсем топ-оф-зе-попс, но и далеко не андерграунд, все же жанр подарил гораздо более странные и неформатные образцы (взять хотя бы другие сборники того же Эла Кента для BBE под названием «The Best Of Disco Demands» и «Disco Love»). Хотя с высоты сорока лет многое выглядит и звучит совсем не так, как это было в то время, когда эта музыка создавалась. Однако этот сборник – он совсем не про это, а гораздо больше про то, как происходило становление профессии диск-жокея в современном понимании этого слова – человека, который не просто выступает в роли музыкального автомата, меняющего пластинки одну за другой, а человека, способного при помощи набора записей создать что-то совершенно новое, только здесь и сейчас. Все эти «ацетатные редакции», эдиты, как называют их сейчас, это то, из чего выросло такое явление, как ремикс, без которого уже невозможно представить электронную музыку 80-х, 90-х и так далее – вплоть до сегодняшнего момента.

На «The Men In The Glass Booth» слышно как удивительные профессионалы своего дела, праотцы современного ди-джеинга создавали то, что является общепринятым стандартом индустрии сегодня. Именно они, эти люди за плексигласовым стеклом, которое отгораживало их от танцпола, – главные герои этой компиляции, а вовсе не артисты, поющие и играющие все эти в большинстве своем хорошо знакомые песни, все эти обитатели диско парнаса, имена которых вы неизменно найдете на любом приличном диско-сборнике, посвященном той эпохе. Здесь имена главных героев стоят в скобках, это – Уолтер Гиббонс, Джон Моралес, Франсуа Кеворкян, Джеллибин Бенитес, Бобби Гаттадаро, Том Саварезе, Джон Луонго, Джим Бёрджес и еще десяток других менее именитых, но не менее замечательных «мужчин за стеклом». Именно им и их работе посвящен сборник, а его составитель Эл Кент проделал поистине выдающийся труд, собрав все эти уникальные, редчайшие записи под одной обложкой.

По идее, тираж этого сборника должен быть раскуплен сразу и на корню, возможно, даже уже. То, какой популярностью пользуется корневая диско музыка в последние годы, не оставляет в этом абсолютно никакого сомнения. Помимо самой музыки в сборник также включен 40-страничный буклет, в котором история рассказана еще более подробно. Одним словом, поспешите.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.